Воробьева Ольга Александровна
«Взрослый мир в детских мультфильмах».Давно доказано, что на развитие и формирование человека оказывает влияние среда. В особых взаимосвязях со средой находятся дети. Очень важный компонент внешней среды — родители и другие близкие ребенку люди. Их роль в развитии и становлении его личности неоспорима и неоценима. Но не только они влияют на ребенка, поэтому, сколь бы значительна ни была роль семьи, дети не могут ограничиваться домом и стремятся заглянуть за дверь квартиры. Чем старше они становятся, тем более жаждут узнать новые, таинственные для них грани взрослой жизни. И жажду эту они могут вполне удовлетворить, не прилагая больших усилий, а лишь усевшись перед экраном телевизора и компьютера. В современном мире все большее влияние на детей, их характер, поведение и поступки влияют современные мультфильмы, которые несут жестокость. Однако доступность любой информации для детской аудитории не всегда благо, поскольку ребенок «заглатывает» ее без анализа и критики. Эмоциональное воздействие образа на впечатлительную детскую душу настолько велико, что навсегда остается в памяти человека. Родителям необходимо обладать большим авторитетом, чтобы их сын или дочь устояли перед напором убедительной экранной картинки, которую, к сожалению, они иногда видят даже чаще, чем близких людей. Большинство детей дошкольного возраста посещают детские сады, где в среднем проводят по десять часов в день. Еще десять часов в сутки уходит у ребенка на сон. Итак, получается, что на общение с родителями у него остается четыре часа. Что можно успеть сделать за это небольшое время?
• Как вы используете часы общения с ребенком? Можно побеседовать с сыном или дочерью о прошедшем дне, поиграть, почитать любимую книжку, сходить на интересную прогулку... Но ведь нужно еще успеть и ужин приготовить, и шкаф починить, да мало ли какие еще дела найдутся! Домашние дела отнимают от оставшихся четырех часов больше половины. В результате общение с ребенком занимает около двух часов. Чем же занят ребенок? Утро — сборы в детский сад. Очень часто в этот короткий промежуток времени дети успевают посмотреть телевизор, благо специально для них в утренние программы вставлены мультфильмы и телепередачи. А что же вечером? Предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок не даст вам сделать никаких дел. Нужно его чем-то занять. Чем? Самый оптимальный вариант — телевизор. Ребенок сидит возле него, ни к кому не приставая, пока не приходит время ложиться спать. В принципе, считают родители, это не так уж и страшно. Получается, что, вопреки рекомендациям, возле телевизора ребенок проводит более двух-трех часов в день. Тем более что вечерние программы не рассчитаны на детскую аудиторию. А если в доме только один телевизор, то ребенок тем более вынужден смотреть передачи для взрослых. Теле- и видео-передачи, динамичные, красочные, эмоциональные, несомненно, привлекательны для детей.
Возможно, и не было бы поводов для беспокойства, если бы «теленяни» не отличались столь явной агрессией, пошлостью и цинизмом. А дети, с их еще не сформировавшейся психикой, особенно остро подвержены воздействию телевидения. Восприятие в дошкольном возрасте еще не сформировано полностью. Одним из свойств такого несформированного восприятия является его наивно-реалистический характер. Дети настолько близко к сердцу принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телегероям, — то есть происходит своеобразное кодирование, причем не обязательно прямое, а опосредованное: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Это, в свою очередь, приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия и жестокости. Поэтому необходимо тщательным образом отбирать мультфильмы, телепередачи. Например, мультфильм «Том и Джерри». Весь юмор здесь заключается в расплющивании то Тома, то Джерри, детям предлагают смеяться над тем как кто-то падает, ушибается и т. д. В результате они принимаются таскать за хвост домаш¬них питомцев, загонять друг друга под кровать и т. д. С подобными случаями неоднократно сталкиваются родители и педагоги. Вспомним героев мультфильмов прошлых лет. Бравые ребятишки и не менее бравые зверушки не только побеждали злодеев и других неприятных личностей, но даже перевоспитывали их: противной старушке Шапокляк захотелось иметь друзей; Варвару, злую сестру Айболита, не только наказывали, но и прощали, потому что она раскаивалась в своих делах. Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом, который облегчал жизнь и который с удовольствием усваивали дети. Они воспитывались на героических и романтических примерах. Детский кинематограф воспитывал, образовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию, снимая стрессы. А теперь на видеорынке можно встретить такое детское кино, которое приводит к психическим расстройствам, иногда весьма серьезным. В этом можно убедиться, понаблюдав за тем, как играют современные дети. Многие научные исследования показывают, что дети подражают увиденной на экране жесткости. Их игры становятся более агрессивными. Ребенок легко может причинить вред окружающим, находя оправдание своего поведения в характере любимого телегероя. Часто даже сами взрослые не замечают отрицательных моментов, содержащихся в современных мультфильмах и фильмах для детей. Яркие, красочные, динамичные мультфильмы студии «Дисней» кажутся нам абсолютно безобидными. Но так ли это? Такое подражание увиденному на экране специалисты объясняют неспособностью ребенка отличить реальность от телевизионного вымысла. Несформированность телевизионной культуры у детей не дает им возможности сделать осознанный выбор нужной информации, выделить главное, сделать вывод из увиденного. Правильному восприятию телеискусства нужно учить так же, как и восприятию музыки и живописи.
Телевидение может быть нашим союзником и активным помощником, а может стать и неотвратимым злом, которое мы сами пустили к себе в дом. 12 ноября 2017 в 00:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.